Работаем по Краснодару и Краснодарскому краю

Налоговая проверка: критические ошибки проверяющих

Все знают, что рано или поздно, но с налоговой проверкой сталкиваются все организации и предприниматели. Выездная налоговая проверка должна начинаться с вручения налогоплательщику Решения о проведении такой проверки и Требования о предоставлении документов. В жизни часто бывает наоборот: в приватной телефонной беседе инспектор безапелляционным тоном просто требует привезти документы на проверку. Не спешите исполнять его прихоть - дождитесь письменного Требования. Ведь на просьбу случайного уличного прохожего вы же не отдадите ему «ключи от квартиры, где деньги лежат»? По окончании налоговой проверки почти всегда выявляются нарушения, которые приводят к взысканию недоимки и санкций. Жаль, что не все предприниматели догадываются, что в работе проверяющих также часто есть погрешности, которые помогут самым коренным образом переломить результаты проверки в вашу пользу. Приведем некоторые распространенные ошибки проверяющих:

Инспекторы в акте налоговой проверки указывают нарушение, но «забывают» его подкрепить документально, т.е. не дают ссылку на первичный бухгалтерский документ, подтверждающий выявленное нарушение. Причем, согласно пп. «а» п.3.2. Приложения №24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@, проверяющие должны указать в акте проверки номера, даты и прочие существенные реквизиты таких бухгалтерских документов. Такого же мнения придерживается суд (Постановление ФАС Московского округа от 14.01.14 № Ф05-16619/2013).

После рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика, Решение по результатам проверки принимается и подписывается должностным лицом налоговой инспекции, которое не было включено в состав группы проверяющих. Просчет налоговиков здесь налицо. Логика простая: должностное лицо, которое не было назначено и не принимало участие в этой налоговой проверке, не может принять объективное решение (Постановление ФАС Уральского округа от 01.12.11 №Ф09-7803/11).

После окончания мероприятий дополнительного налогового контроля инспекторы должны ознакомить налогоплательщика с результатами таких мероприятий, но иногда пренебрегают этим. Это, в свою очередь, лишает налогоплательщика возможности представить свои пояснения и возражения. Судьи считают это существенным нарушением процедуры проверки (Постановление АС Московского округа от 09.02.15 №Ф05-16883/2014).

Налоговая заблокировала счет!?

Другой существенной ошибкой проверяющих является то, что в Решении о привлечении к ответственности указана статья Налогового кодекса РФ (НК РФ), которую нарушил налогоплательщик, но конкретно не указан или неверно указан пункт (подпункт) этой статьи. Надо понимать, что разные пункты и подпункты статей НК РФ описывают самостоятельные составы нарушений и, соответственно, должны применяться разные санкции. По мнению судей это является основанием для отмены решения о привлечении к ответственности (Постановления ФАС Уральского округа от 22.07.10 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.10 № А65-29725/2009).

Еще одной ошибкой проверяющих, хотя и более редкой, бывает то, что в Решении о привлечении к ответственности дополнительно указаны такие нарушения, которых совсем не было в акте налоговой проверки. Это, в свою очередь, приводит к большим доначислениям, чем было указано в акте. Такое несоответствие является существенным искажением процедуры оформления результатов налоговой проверки и признается судами незаконным. (Постановления ФАС Московского округа от 11.12.13 № Ф05-15400/2013, Западно-Сибирского округа от 11.03.12 № А67-3725/2011)

Есть еще немало просчетов, которые допускаются проверяющими. Мы привели только самые распространенные из них.



Специалист Бюро финансовых экспертиз - Солоха Л.Д.
г. Краснодар

Задать вопрос